- Вертов Дзига
-
ВЕ́РТОВ Дзи́га (Кауфман Денис Арк.) (1896—1954) — реж., сценарист, теоретик кино. Учился в воен. муз. школе, Психоневрологич. ин-те и Моск. ун-те. С 1918 работал в отделе хроники Москинокомитета. С им. В. связано становление док. кино и его первые шаги. В. участвовал в создании первого киножурн. "Кинонеделя" (1918—19). Рук. съемками на фронтах гражд. войны, ездил по стране с агитпоездами ВЦИК. Среди его ф. "Бой под Царицыном" (1919), "Агитпоезд ВЦИК" (1921), "История гражданской войны" (1922). Теоретич. открытия В. нашли выражение в ст.-манифестах, несущих отпечаток своего времени: "Мы" (1922), "Киноки. Переворот" (1923), "Новое течение в кинематографии" (1923). В. считал, что техн. возможности киноаппарата позволяют снять процессы, недоступные обычному чел. зрению, а монтажная обработка помогает б. глубокому анализу реальной действительности. Съемочные и монтажные методы В. объединял понятием "Киноглаз", рассматривая его как средство достижения конечной цели — киноправды. В. утверждал необходимость съемки неинсценир. действительности — "жизни врасплох". Документалисты-единомышленники В. составляли группу "киноков". Вместе с В. они проводили киноэксперименты, участвовали в поисках новых худ. решений. Наиб изв. ф. "Киноглаз" (1924), "Шагай, Совет" (1926), "Шестая ч. мира" (1926), "Одиннадцатый" (1928). Социальные преобразования, первые успехи индустриализации отражались в поэтич. авторских док. ф., осн. на субъективном восприятии реальности. Широкие возможности киноязыка особенно ярко продемонстрированы в ф. "Человек с киноаппаратом" (1929). Новаторские способы сочетания изображения и звука открыты В. в ф. "Симфония Донбасса" ("Энтузиазм", 1930). В 30-е гг. В. создал ряд ф., используя форму внутр. монолога, впервые в док. кино применяя синхронную съемку. В ф. "Три песни о Ленине" (1934), "Колыбельная" (1937) В. поэтизирует образ вождя рев-ции и послерев. историю страны в духе мифов того времени. Ф. В. воен. времен: "Кровь за кровь, смерть за смерть" (1941), "Тебе, фронт" (1943), "Клятва молодых" (1944). Среди др. ф.: "Октябрьская киноправда" (киножурн. № 13), "Три героини" (1938), "В горах Ала-Тау" (1944). В. как создатель целостной концепции документализма оказал б. влияние на мировое кино.
Соч.: Статьи. Дневники. Замыслы. М., 1966.
Лит.: Абрамов Н. Дзига Вертов. М., 1962; Дзига Вертов в воспоминаниях современников. М., 1976; Рошаль Л. Дзига Вертов. М., 1982.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.